24 мая родился певец Дона – М.А.
Шолохов
Почему до сих пор на писателя Михаила Шолохова находится много злопыхателей? Ответ прост: завидуют его
таланту и славе. Дипломированные "коршуны” от литературы безуспешно пытаются
клевать память о великом художнике и патриоте нашего края, мастере словесного
изображения героев, природы и жизненных ситуаций 20 века.
Язык его произведений чаще всего является языком его земляков – коренных
жителей Дона, Хопра и иных мест донского
бассейна.
Истинная красота – в открытости простоты. Сам Шолохов не раз признавался
в том, что ему в его работе ничего изобретать не нужно было, ибо он родился и
жил в той среде, которую просто отображал в своих произведениях.
Слияние с судьбами своего народа и
неиссякаемым великолепием его самобытного языка рождает красоту
литературного повествования. Это непонятно тем, кто старается писать с собственной
установкой – "писать для миллионов…”. Эта уже установка заставляет писать
языком "культурным”, универсальным, очищенным от самобытных красок того или
иного народа. И пишут. И издают. Но вот вопрос: кто таких литераторов читает?
В литературном мире Шолохова чувствуется тепло донского солнца, сухой жар
июльской степи, прохлада матовой утренней росы со следами босых ног на мокрой
траве. В его утопающих в летнем мареве курганах узнаются наши местные
половецкие курганы. В его хуторе Татарском узнаются наши Грачи, Дуплятка,
Зубриловка, Лукьяны и прочие хутора Донщины. А степные отводы под лошадиные
косяки, где "кормил мух” Кошевой, напоминают
степь за Двойными и Ружейниковым…
Жизнь "Тихого Дона” и той же "Поднятой целины” будто скопирована с реальных
событий в наших хуторах, в которых были и типичные ситуации, и похожие
персонажи. Больше того, многие наши реальные населенные пункты и события
названы своими именами в его произведениях. Вот эта правда и притягивает
читателя.
"Тихий Дон” создавался писателем как памятник былому казачеству. В нем нет мучительной авторской натянутости –
все основано на самобытности народа, на реальных событиях и неповторимой
притягательной красоте степи и рек по ней.
У Шолохова типажи произведений узнаваемы, как часто дети узнаются по родителям.
Шолохов – мастер отображения действительности. Он не пишет то, чего не
знает, не видит, не чувствует. Он не склонен к изобретательности слов под общечеловеческий язык. Не он пробивается к
славе, а слава настигает его, вслед за его произведениями…
"Секрет широчайшего успеха шолоховских творений не в одном блестящем
мастерстве и в колоссальной работе над стилем, но в первую очередь в его нерасторжимой
связи с землей и народом, в серьезнейшем
понимании этим художником души человека”, – пишет известный писатель
Юрий Бондарев.
Язык Шолохова не подчинен моде. Шолоховские герои уже населили мир и
никакими нападками, репрессиями уже не искоренишь их независимую самостоятельность,
а потому шолоховская весна перешагнула в новый век, она приходит вне зависимости от природной либо политической погоды, она рождается
в сердцах благодарных читателей и его земляков.
Тихон АТАМАНЦЕВ.
|